Как работает клиентское SEO

Как работает клиентское SEO
Как работает клиентское SEO

Добрый день. Как и обещал пишу пост про то, как я проработал 4 месяца в одной SEO конторе, основное предназначение которой было высасывание с клиентов денежных знаков и изображения видимости работы над сайтами.

На текущем месте работы начался «рабочий кризис», кредиты представителям бизнеса выдаваться перестали, на оценку приходили в основном только квартиры, благо народ хватал ипотечные кредиты, как горячие пирожки, шлепать заключения-отчеты по оценке рыночной стоимости по шаблону надоело и я решил уволиться и посмотреть, как работает SEO у профессионалов. Так как уходить вникуда не хотелось, а заявление на увольнение уже было написано, я быстро состряпал резюме на ХЭХЭ.РУ и решил что пойду в первую компанию откуда позовут и возьмут.

Буквально через час после размещения резюмехи мне позвонили и позвали на собеседование в компанию N. Не ТОПовая, но имя на слуху. Поехал на следующий день. Офис занимал весь 3 этаж в одном из «бизнес центров» нашего города. Меня встретила милая девушка HR, отвела в переговорную и я стал ждать начальника SEO отдела. Через 5 минут пришел мужчина в вытянутом у горла свитере. Я был одет по-форме, рубашка, пиджак, галстук, он сразу сказал, что у них такое не приветствуется и показал, что он обут в сланцы и что корпоративного стиля тут нет. Далее мы поговорили про то, чем занимался, чтобы стал делать в той или иной ситуации по сайтам, затем он спросил про то, готов ли выполнить тестовое задание. Я сказал, мол готов и уже вечером оно было у меня на почте.

Суть задания банальная — прислали URL продвигаемого сайта и надо было сделать его SEO аудит. В срочном порядке пришлось искать лицензионный ключ на Screaming Frog SEO spider, благо на всяких black hat seo форумах этого добра навалом. К заданию я подошел со всей ответственностью, накатал почти 15 листов ошибок, попутно влез куда даже не стоит — в юзабилити и код сайта. Отправил в пятницу вечером и в понедельник мне позвонила HR и сказала, что меня берут.

Градация в SEO отделе была следующая — 2 младших SEO специалиста, 4 просто SEO специалиста, 1 ведущий на «особо» важные проекты и начальник отдела. Начальник к слову проекты никакие не вел. Меня по итогам моего собеседования и тестового задания определили в касту обычных сеошников.

Первый звоночек. Первое, что напрягло меня очень сильно это то, что HR звонила мне каждый день и спрашивала, не передумал ли я выходить, мол меня очень ждут и тд. Пока я отрабатывал «отстойные» 2 недели она позвонила раз 8 точно. Только в свой первый рабочий день я понял почему она звонила столько раз…

День 1. Рабочий день в фирме был плавающий, т.е. ты мог прийти в любое время с 8-00 до 12-00 и соответственно отработав 8 часов + обед уйти домой. Я сперва думал, что первый день будет вводным, но все оказалось не так. Я пришел к 9-00, никого из отдела не было, я пошел в кадры, где мне дали пароль для доступа в компьютер, для битрикс24 и для инструмента по хранению паролей, где были доступы ко всем сервисам, админкам сайтов и тд.

Зайдя в почту я обнаружил письмо от своего начальника со списком проектов, которые я буду вести. На собеседовании речь шла о 10, но список состоял из 19 штук, аргументировалось это тем, что кто-то из сеошников увольняется и «типо» надо на время раскидать, но как вы знаете не бывает ничего более постоянного, чем временное. Также было задание написать 3 ТЗ по 3-м проектам из списка, причем ТЗ на заказ текстов, как ТЗ не считалось…

В комнате мы сидели с девушкой-копирайтером, девушкой-редактором, 2 программистами и их начальником дистрофичного вида и соответственно SEO-специалистами. По мере того, как стали приходить на работу люди и по их поведению, я сразу понял, что сеошников тут мягко говоря не любят. Из программистов никто не поздоровался, сеошники между собой не общались и вообще атмосфера была крайне напряженная. А вот когда ближе к обеду началась беготня менеджеров, вопящих о том, что «Клиент уходит! Потенциальный уход! Нужно ТЗ» — все стало на свои места…

К 12-нуль-нуль пришел начальник, спросил у меня все ли мне понятно и занялся серфингом не относящихся к работе сайтов. Настало время обеда, я пошел на общую кухню и там встретил девушку HR, которая сказала мне, что сегодня у нее последний день и она увольняется и что документы мне надо будет отдать уже новому сотруднику, когда его примут на работу. «Збс» подумал я, покушал гречи с курочкой и решил посмотреть, что лежит на сетевом диске и как вообще строятся и пишутся ТЗ у «профи» SEO рынка… Первое на что я натолкнулся — все было свалено в одну кучу, тут были и договоры на продвижение и ТЗ и фотки с корпоративов. Зайдя в последние фотографии с новогоднего корпората я был крайне удивлен — НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ЗНАКОМОГО ЛИЦА Т.е. за 6 месяцев состав сотрудников полностью изменился. В 16-00 начальник оторвался от чтения и позвал меня в переговорку, там мы мило побеседовали про жизнь, он сказал, что особо детально подходить к написанию тех.заданий не стоит, иначе «просто не успеешь» и закончился наш разговор на том, что он через 2 недели сам увольняется и что будет тут дальше его слабо волнует)). По тому, как выглядели ТЗ на сетевом диске, я сразу и понял, что никаким SEO тут не пахнет, а лишь изображением видимости. Типичное ТЗ на продвижение за месяц состояло из 2 частей. В начале месяца делалась перелинковка, проставлялись теги bold, strong, а в конце месяца все это менялось-снималось… WTF!!! Т.е. расчет изначально был на то, что клиенты «не шарят» и видят видимость работы, успокаиваются и не капают на мозг до отчетной даты.

В итоге я просидел до 20-00, с грехом пополам написал 3 ТЗ, каждое из 8-9 пунктов и ушел домой. Так закончился первый день на работе.

День 2. В списке моих проектов оказались весьма печальные сайты с кривой структурой, где для того чтобы добраться до товара необходимо было сделать иногда 7-8 кликов от главной страницы. Была куча дублей заголовков и прочих мета-тегов. В первую очередь в ТЗ для программистов я указал, что надо сделать генерируемые уникальные метатеги для всех товаров на сайтах, заменить редиректы 3XX, сделать тегирование и тд.

Сам процесс работы был поставлен настолько криво и бюрократично, что на одни согласования уходило 1/3 рабочего дня. Сперва было необходимо написать ТЗ, затем согласовать его со своим начальником, после выставить его на оценку исполнимости программистам, затем долго и нудно переписываться с ними о том, что это ой как необходимо и получать ответы из разряда — «это платная доработка», «тут слишком старая CMS- так не сделаешь» и тд. После согласования программистами ТЗ отправляется менеджерам, которые должны в свою очередь согласовать его С КЛИЕНТАМИ! Разумеется у клиентов сразу возникают вопросы, а почему у меня на сайте все меню на редиректах или три тысячи 404-ошибок… Понятное дело менеджер ответить сам на эти вопросы не может и ты вместо него должен написать ответ клиенту и «придумать что-нибудь почему все это не делалось последние 6 месяцев, пока он башляет по 50-70 тысяч рублей, а делается только сейчас»… И только когда получен окончательный «ОК» от клиента — ТЗ отправляется на исполнение программистам. Самим SEO специалистам в админки сайтов влезать было строжайше запрещено. Для отчетности и чтобы не сбиться все данные о согласованиях и тд. все вносилось в табличку EXCEL на сетевом диске.

В итоге от написания до реализации одного мини-ТЗ иногда мог пройти месяц, а то и более.

День 2 — день 31.   За месяц проведенный в этой богадельне штат покинуло 3 SEO-специалиста (начальник, младший и обычный). Никого нового на их место не взяли. Все проекты были раскиданы и их у меня стало 28. Каждое утро начиналось с планерок с клиентскими менеджерами, которые расставляли приоритеты на рабочий день. Такой мат я слышал только когда забирал со склада стройматериалы)). Но тут это была норма для конструктивных и не очень диалогов. Понятное дело ни о каком качестве речи быть не могло, ТЗ делались ради ТЗ, мой сосед по рабочему месту даже как-то выдал 6 штук за день. Я как наивный чукотский юноша подозревал, что раз на нас раскидали чужие проекты, то и зарплату поднимут, но … там плавал. Как оказалось ПРЕМИЮ на испытательном сроке не платят, а все переработки и тд -это премия. В итоге среди нас всех как оказалось не на испытательном сроке был только ведущий SEO специалист, который получал свои XX 000 р. и его все устраивало.

А теперь поговорим про то как устроена работа самой компании. 85% штата компании составляют ПРОДАЖНИКИ. Причем это именно телефонные доставалы, обзванивающие всех подряд и по скрипту спрашивающих о том «продвигаете ли вы свой сайт», «все ли вас устраивает», «давайте мы пришлем вам коммерческое предложение»… Обязательно при продаже делался акцент на том, что у компании есть клиенты, которые сотрудничают свыше 3 лет и их все устраивает. Как пример, шли трастовые сайты с возрастом 6-10 лет, которые от апдейта к апдейту, сидели на своих местах и скачки по позициям не превышали 1-3 пунктов. По ним к слову вообще ничего не делалось. Зачем влезать в то, что годами исправно работает? : )

А теперь САМЫЙ СОК! Договор с клиентом заключался на срок 8-9 месяцев. Аргументировалось это тем, что SEO- процесс долгий и результаты первые можно получить только примерно через такой промежуток времени. За это время он обязан был ежемесячно платить фиксированную абонентскую плату — от 20 до 110 т.р. за продвижение по всей семантике. После истечения срока он мог либо уйти, либо перейти на тариф продвижения по ключевым словам и дальше ценник шел от количества ключей, их конкуренции и времени их нахождения в ТОП-1-3-5-10. Т.е. ГАРАНТИЙ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ НЕ БЫЛО НИКАКИХ.  Клиент запросто мог отдать за 9 месяцев почти 900 000,00 рублей, но его сайтом мог SEO специалист заниматься всего 4 часа в месяц, так как на нем еще висело под 30 таких же проектов.

Т.е. тупо работал конвеер по принципу — главное привлечь, а дальше как пойдет…Может выстрелит, может нет… И вы не поверите, были клиенты которые оставались, но таких было не более 10-15% и, как правило, это были сверхлояльные и пофигистически настроенные заказчики, для которых продвижение сайта приравнивалось, скажем, как оплата аренды офиса или склада, мол надо так надо. Те же, кто был хоть немного в теме — сразу просили доступ к сервисам сбора статистики по ключевым словам — seranking или к панели собственной разработки ( которая была подкручена чуть-чуть для отображения более лучших позиций), просили настроить цели в яндекс метрике для отслеживания конверсии и сразу же по истечении срока или даже раньше уходили, так как разумеется при таком подходе никаких позиций и ТОПа ожидать не приходилось. Кстати, ссылки закупать категорически воспрещалось и за все 4 месяца, что я там был — на все проекты не было куплено ни одной ссылки. По договору клиенту полагалось 10 часов работы программистов и 3 часа работы дизайнера. К дизайнеру претензий не было, она рисовала баннеры, шапки, логотипы с космической скоростью, а вот что делали программисты большой вопрос…

Месяц 2 — Месяц 4
За все время, что я отработал там новых SEO специалистов не взяли, на 4-й месяц я ожидал такую премию, которую не унесу и которая, что называется будет жечь карман, но когда увидел на карточке + 5000р. к окладу, в этот же день написал заявление.

Директор вызвал к себе, слезно молил остаться, обещал мол скоро все изменится,зарплата будет с пятью нулями минимум, скоро наберут народ и удаленщиков и будет не работа, а сказка, надо лишь чуть-чуть потерпеть. Но я отказался и в итоге он попросил меня сделать и прислать ему свой чек-лист, которым я руководствуюсь и никому не говорить о том, что я ухожу, иначе все разбегутся.))) В итоге в последний мой рабочий день они нашли какого-то бедалагу на мое место и я передал ему все свои проекты, обменялся телефонами и покинул стены этой конторы.

P.s. через 3 недели мне позвонил тот парниша и спросил где на сетевом диске лежит заявление на увольнение)))

Т.е. никаких чек листов и грамотно построенной работы просто не было, каждый занимался сайтами в меру своих сил и знаний, главный критерий был — выдавать тех.задания чем толще, тем лучше, а по качеству их и их реального влияния на продвижения никаких жестких рамок не было.

А теперь представьте, что 100+ владельцев сайтов готовы платить за «воздух». И такой вот людской и клиентский конвейер крутится уже несколько лет и, думаю, будет крутиться еще столько же, принося руководству весьма приличный доход.

Как видите, клиентское SEO может быть и таким. Трудами праведными не заработать на палаты каменные и тд. и тп…

После того, как я покинул эту чудо-контору, я все-таки попал в НАСТОЯЩУЮ SEO компанию, которая работает и отвечает за результат. Если вам будет интересно — могу вкратце рассказать как происходит работа над сайтами там.

Всем хорошего дня!
Дисклеймер. «Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми, а также организациями случайно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 31
  1. Алексей

    На каком-то сайте я уже читал почти такую же подборку инфы, но все равно спасибо. Автор продолжай в том же духе.

  2. Pasador

    С нашим сайтом тоже такое было, сейчас пытаемся самостоятельно развить

  3. Александр

    Сегодня наткнулся на али продвижение сайта и сетей! Что вы думаете о таком продвижение?

  4. Александр

    Думаю, что таких контор сотни, кто работает по этому принципу. Жаль людей, которые на это ведутся!

  5. webnet

    Все по делу разложил!

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: