Всем привет! Сегодня пятница и не простая пятница, а пятница 13, поэтому позволю себе немного ОФФтопа, так как личного блога со своими мыслями у меня нет и не предвидится, а информацией поделиться хочется. Я расскажу вам про то, как учился на в одном из крупнейших ВУЗов России ( на момент поступления занимал 9 место по стране ) и что из этого вышло.
Если говорить об образовании вообще начиная со школы, то оно накрылось в тот момент, когда отказались от советской системы образования и перешли на тестирование, как на объективную проверку знаний. В итоге последние 3 года, проведенных в школе фактически отсутствует само понятие «обучения» — школьников просто сажают и заставляют зубрить и нарешивать типовые задачи, совсем не добиваясь от них понимания самого процесса. И когда ученик сталкивается с нетиповой задачей, пусть даже и легкой — он поставлен в тупик, потому что решать его научили, а мыслить нет. Вот такие вот дети-зомби выходят на ЕГЭ.
Теперь поговорим про квалификацию преподавателей. Мне с этим слава Богу повезло, так как школа ( последние 2 года она уже называлась лицей) была хорошая и все учителя были «еще старой закалки» и пытались изо всех сил хоть что-то вдолбить в головы. Но стоит отметить один момент — сама школьная программа не нацелена на то, чтобы кто-то сдал на «отлично», главная задача школы- чтобы не было двоек и соответственно никто не ушел со справками. Поэтому учителя открыто заявляли, что задачи С2-С5 и последние из B части вы должны решать либо с нами за деньги индивидуально, либо искать репетитора на стороне. В принципе логично, там как из всего класса в 25 человек это нужно лишь 3-4 людям.
Дефицит кадров сказался и на нашем лицее. В 9 классе ушла старая учительница по физике и началась текучка. Молодые барышни после ПЕДа приходили и задерживались на 1-2 месяца и не более того, а ЕГЭ приближалось. В итоге все, кого хоть как-то интересовало поступление на бюджет, а не за деньги ходили к репетиторам, отдавая по 500 рублей за занятие. Я сам весь 11 класс только и был в разъездах, так как 2 раза ездил на другой конец города заниматься математикой и 2 раза физикой.
Отдельно стоит сказать про «золотых медалистов». Чтобы получить золотую медаль, вполне достаточно обладать средними ( ну или чуть выше средних знаниями), но иметь в арсенале пробивную классную руководительницу и богатого папика или мамика, которые души не чают в своем чаде. Но не об этом речь.
ЕГЭ оказалось намного проще, чем представлялось заранее.В итоге по меньшей мере 6 человек из нашего класса по суммарным баллам обогнали «золотых» медалистов из параллельных классов. Мои результаты были:
Математика 84 ( тут спасибо учителю и репетитору)
Русский язык — 68 ( опять же спасибо учителю, к репетитору я не ходил)
Физика — 55 ( целиком заслуга репетитора, школа не дала ничего)
Настало время подавать документы. И тут я столкнулся с первым распиздяйством в приемной комиссии. Как оказалось, кафедры сами в праве устанавливать минимальный порог по баллам, по которым можно подать именно на эту специальность. Я кровь из носа хотел учиться на программиста и первые 3 специальности написал «кибернетические» — бал был высокий, но я проходил. На последних 2 я особенно не запаривался — ткнул в «защиту информации» и «промышленное и гражданское строительство». В итоге документы у меня приняли, пожелали удачи. Модная статистика в интернете по поступлению уже тогда появилась и я каждый день мониторил на каком я месте — прохожу или нет. Как это и бывает — все повисло на 3 дня и результаты можно было узнать лишь зайдя в институт ( уже финальные — кто куда поступил).
Прихожу- смотрю висит куча листочков. Начал искать свою фамилию — ее НЕТ! Хотя 6,7,8,9,10 бюджетные места в списке по баллам меньше, чем у меня. На сайте я числился в списках и все было хорошо. В итоге нахожу себя поступившим на «защиту информации». Иду разбираться в приемную комиссию. Как оказалось кафедры на кибернетике подняли минимальную планку по ФИЗИКЕ! На кой хрен им физика, а не математика до 60 уже через неделю как я подал документы и я уже никаким боком не мог туда поступить, но изза «ошибок на сайте» — я там числился, а позвонить и уведомить меня никто не захотел, хотя время для того чтобы переписать приоритет по поступлению на специальности был. Вот изза такой халатности я поступил хрен знает на что.
Ладно, высшее образование, оно и в Африке высшее образование, подумал я. Тем более специальность оказалась «престижной» — максимальный проходной бал в год поступления среди технических специальностей, но на деле все оказалось иначе.
Специальность была новой и «еще не обкатанной» — поэтому работали в основном молодые преподаватели. Методологической базы не было вообще. Лекции нам читали из интернета и когда вся группа обзавелась гаджетами- их просто никто не писал, а читали с ноутбука/айфона, попутно занимаясь серфингом всемирной паутины.
Если вы пришли в институт за знаниями, то НИКОГДА, повторюсь НИКОГДА не поступайте на только открывшиеся специальности.
Обучение было относительно ненапряжным, так как таких предметов как даже начерталки у нас не было. Единственной проблемой за 2 первых года стала физика, где попался настолько неадекватный преподаватель, который каждое занятие гворил, что » Со старостой (мной) придется группе расстаться на следующем курсе», ну и попутно до*елся еще до 5-7 человек на ровном месте. В итоге на помощь к нам пришла… «легальная взятка». Да-да, вы не ослышались. Во многих институтах есть так называемые подготовительные курсы, которые оплачиваются через кассу. И «купив» дополнительно 40 часов по физике, мы получили зачеты от зав.кафедры. На занятия эти мы даже не ходили…
Теперь стоит рассказать о группе и «мертвых душах». Так как я был старостой, у меня всегда на руках был журнал и лист со списком группы. Так вот из тех, кто был вписан в него на первом курсе на третьем я видел постоянно лишь 14-15 человек, а 8-10 были что называется «мертвыми душами», которые не учась с нами, получали зачеты, экзамены, переходили все выше и выше и получили диплом, показавшись в универе быть может раз 20 за всю свою жизнь.
О каком образовании и его качестве может идти речь, если человек за 5 лет суммарно прослушает 8000 часов лекций, отходит на семинары и будет хоть что-то делать, а какой-то Ваня Иванов покажется лишь на зачетную сессию и тоже получит диплом с оценками ничуть не хуже твоего…
Такие люди есть у многих в группах, я их не осуждаю, просто неправильно все это…
С 3 по 5 курс мы что называется «переливали из пустого в порожнее». Все лекции, которые только можно было прочитать нам прочитали к 4 курсу, а далее шло повторение с вольным пересказом и никто уже не учился в прямом понимании этого слова. Я на парах делал сайты, иногда когда приходило по 7-10 человек на пару, мы делали сеть и играли в CS по WIFI, да и самим преподам предложить нам было нечего. За все пять лет голой теории мы не разу не держали в руках камеру видеонаблюдения, датчики движения и попросту НЕ РАЗУ У НАС НЕ БЫЛО ПРАКТИКИ ПО НАШЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Работу по ней тоже оказалось найти невозможным, так как в брошюрке кафедры было указано, что «выпускники работают в службе безопасности банком и сфер малого и среднего бизнеса» было 3.14здижем чуть менее, чем полностью. Устроиться в этой сфере можно лишь если у вас серьезные подвязки в ФСБ, а выпускники с теорией и без практики никому не нужны даром.
По специальности из всей группы устроился работать всего 1 человек и то за 12 тысяч рублей он занимается аттестацией рабочих мест…
Остальные после получения диплома разбрелись кто куда — кто-то грузчиком на склад, кто-то в отцу в фирму, кто-то прокладывать интернет, работая перфоратором большую часть времени.
Что касается взяток за весь период моего обучения, лишь 2 раза преподы аккуратно намекали «на подарки», в остальном все все сдавали сами, разве что «мертвые души» решали этот вопрос как-то по — своему.
Подведу итог 5 бездарно потраченных лет. Специальность оказалась «мертвой», если бы знал об этом заранее — уж лучше бы поступил на какую-нибудь сварку или обработку металлов. Не смейтесь — хороший сварщик получает у нас в провинции вполне «московскую зарплату» и это действительно специальность, которая будет тебя кормить долгие годы, а не наша от которой кроме повышения ЧСВ — » Я СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» — ждать больше нечего.
Вывод: Если вам нужна просто корка, а не знания — ищите пути решения и не тратьте время понапрасну. За 3 года я был свидетелем, как мой одноклассник сделал карьеру с грузчика до главного слотчика на складе и получает 70 000 как с куста, хотя знаний и умений для освоения этой профессии совсем не требуется.
Что касается меня, то пока вариантов немного. Сейчас деньги для меня играют не ведущую роль, а просто хочется освоить именно «Специальность» с Большой буквы. Но не поверите, обойдя все фирмы, которые хоть как-то пересекаются с моей спецальностью «от видеонаблюдения до системного администрирования» и предлагая что называется «работать за еду» — получая знания, почти везде полный отказ. Никто не хочет воспитывать специалиста с нуля, так как понимают, что профессионал быстро от них уйдет потом, найдя место получше и затраченные на обучение время и деньги просто не окупят себя.
Вот так и получается в нашей стране, что грузчик или менеджер по продаже телефонов в первые 3 года с вероятностью 89% будет зарабатывать больше, чем молодой специалист. Везде нужны профи своего дело и с опытом, а где этот опыт взять никто не скажет.
Так что мой последний совет на сегодня — если вы учитесь — старайтесь работать параллельно по своей специальности — не раздавать купоны на улице и не звонить из кол центра в 12 ночи, а именно пусть за гроши, но получать знания. После выпуска вы скажете мне спасибо за этот совет.
« C дипломом можно заработать на жизнь. Самообразование сделает Вам состояние. » (С)
А как учились вы? Что хорошего дало вам высшее образование?
Статья написана в ИМХО стиле, несет лишь информативную нагрузку, Все совпадения с реальными людьми случайны, а события вымышлены.
Всем хорошего дня!
Да образование сейчас может получить каждый у кого есть деньги а если без денег но с умом то никуда твой ум не пройдет. Попрывыкали что все за деньги а теперь специалистов нет во всей стране.
Я отучился на программиста. ЕГЭ не застал, поэтому сдавал вступительные экзамены. Поступил на бюджет.
Были преподы сильные и требовательные, а были и те, кому нах не нужно.
Были шарящие, но не умеющие преподавать.
Специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» далеко не новая, поэтому здесь проблема обратная твоей — учат по устаревшим учебникам и тому, чему бы уже не нужно.
Web-программирование, которое я считаю наиболее перспективным направлением, представлено только Perl, который уже почти мертв. Да и всего 1 семестр.
До сих пор помню такую бредовую курсовую работу по «Сетевые коммуникации», где собирали локальную сеть в проге. Практики не было. Как собрать сеть в реальности — я ХЗ!!! Теория из уровней OSI мало поможет…
Точно также якобы программировали стиральную машину. Вот почему бы не показать как на практике это делать???
Естественно, кто хотел — учился сам, кто не хотел — тот вышел со знаниями чуть выше среднего.
Смысл — корочка, которая возможно когда-нибудь пригодится. Всякое бывает.
Это просто *издец, а не образование у нас в стране, коррупция процветает и похоже что всегда будет процветать…
уровень знаний просто ужас.
да и что за идиотизм, где взять опыт только что выпустившемуся человеку.
у нас просто всё против людей сделано.
P.S. статью прочитал с удовольствием и на одном дыхании
Я бы поправил вот эти строки: «решать его научили, а мыслить нет». Его просто НАУЧИЛИ, а мыслить нет
Сила за педагогическими вузами!!