Как работает клиентское SEO

Как работает клиентское SEO
Как работает клиентское SEO

Добрый день. Как и обещал пишу пост про то, как я проработал 4 месяца в одной SEO конторе, основное предназначение которой было высасывание с клиентов денежных знаков и изображения видимости работы над сайтами.

На текущем месте работы начался «рабочий кризис», кредиты представителям бизнеса выдаваться перестали, на оценку приходили в основном только квартиры, благо народ хватал ипотечные кредиты, как горячие пирожки, шлепать заключения-отчеты по оценке рыночной стоимости по шаблону надоело и я решил уволиться и посмотреть, как работает SEO у профессионалов. Так как уходить вникуда не хотелось, а заявление на увольнение уже было написано, я быстро состряпал резюме на ХЭХЭ.РУ и решил что пойду в первую компанию откуда позовут и возьмут.

Буквально через час после размещения резюмехи мне позвонили и позвали на собеседование в компанию N. Не ТОПовая, но имя на слуху. Поехал на следующий день. Офис занимал весь 3 этаж в одном из «бизнес центров» нашего города. Меня встретила милая девушка HR, отвела в переговорную и я стал ждать начальника SEO отдела. Через 5 минут пришел мужчина в вытянутом у горла свитере. Я был одет по-форме, рубашка, пиджак, галстук, он сразу сказал, что у них такое не приветствуется и показал, что он обут в сланцы и что корпоративного стиля тут нет. Далее мы поговорили про то, чем занимался, чтобы стал делать в той или иной ситуации по сайтам, затем он спросил про то, готов ли выполнить тестовое задание. Я сказал, мол готов и уже вечером оно было у меня на почте.

Суть задания банальная — прислали URL продвигаемого сайта и надо было сделать его SEO аудит. В срочном порядке пришлось искать лицензионный ключ на Screaming Frog SEO spider, благо на всяких black hat seo форумах этого добра навалом. К заданию я подошел со всей ответственностью, накатал почти 15 листов ошибок, попутно влез куда даже не стоит — в юзабилити и код сайта. Отправил в пятницу вечером и в понедельник мне позвонила HR и сказала, что меня берут.

Градация в SEO отделе была следующая — 2 младших SEO специалиста, 4 просто SEO специалиста, 1 ведущий на «особо» важные проекты и начальник отдела. Начальник к слову проекты никакие не вел. Меня по итогам моего собеседования и тестового задания определили в касту обычных сеошников.

Первый звоночек. Первое, что напрягло меня очень сильно это то, что HR звонила мне каждый день и спрашивала, не передумал ли я выходить, мол меня очень ждут и тд. Пока я отрабатывал «отстойные» 2 недели она позвонила раз 8 точно. Только в свой первый рабочий день я понял почему она звонила столько раз…

День 1. Рабочий день в фирме был плавающий, т.е. ты мог прийти в любое время с 8-00 до 12-00 и соответственно отработав 8 часов + обед уйти домой. Я сперва думал, что первый день будет вводным, но все оказалось не так. Я пришел к 9-00, никого из отдела не было, я пошел в кадры, где мне дали пароль для доступа в компьютер, для битрикс24 и для инструмента по хранению паролей, где были доступы ко всем сервисам, админкам сайтов и тд.

Зайдя в почту я обнаружил письмо от своего начальника со списком проектов, которые я буду вести. На собеседовании речь шла о 10, но список состоял из 19 штук, аргументировалось это тем, что кто-то из сеошников увольняется и «типо» надо на время раскидать, но как вы знаете не бывает ничего более постоянного, чем временное. Также было задание написать 3 ТЗ по 3-м проектам из списка, причем ТЗ на заказ текстов, как ТЗ не считалось…

В комнате мы сидели с девушкой-копирайтером, девушкой-редактором, 2 программистами и их начальником дистрофичного вида и соответственно SEO-специалистами. По мере того, как стали приходить на работу люди и по их поведению, я сразу понял, что сеошников тут мягко говоря не любят. Из программистов никто не поздоровался, сеошники между собой не общались и вообще атмосфера была крайне напряженная. А вот когда ближе к обеду началась беготня менеджеров, вопящих о том, что «Клиент уходит! Потенциальный уход! Нужно ТЗ» — все стало на свои места…

К 12-нуль-нуль пришел начальник, спросил у меня все ли мне понятно и занялся серфингом не относящихся к работе сайтов. Настало время обеда, я пошел на общую кухню и там встретил девушку HR, которая сказала мне, что сегодня у нее последний день и она увольняется и что документы мне надо будет отдать уже новому сотруднику, когда его примут на работу. «Збс» подумал я, покушал гречи с курочкой и решил посмотреть, что лежит на сетевом диске и как вообще строятся и пишутся ТЗ у «профи» SEO рынка… Первое на что я натолкнулся — все было свалено в одну кучу, тут были и договоры на продвижение и ТЗ и фотки с корпоративов. Зайдя в последние фотографии с новогоднего корпората я был крайне удивлен — НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ЗНАКОМОГО ЛИЦА Т.е. за 6 месяцев состав сотрудников полностью изменился. В 16-00 начальник оторвался от чтения и позвал меня в переговорку, там мы мило побеседовали про жизнь, он сказал, что особо детально подходить к написанию тех.заданий не стоит, иначе «просто не успеешь» и закончился наш разговор на том, что он через 2 недели сам увольняется и что будет тут дальше его слабо волнует)). По тому, как выглядели ТЗ на сетевом диске, я сразу и понял, что никаким SEO тут не пахнет, а лишь изображением видимости. Типичное ТЗ на продвижение за месяц состояло из 2 частей. В начале месяца делалась перелинковка, проставлялись теги bold, strong, а в конце месяца все это менялось-снималось… WTF!!! Т.е. расчет изначально был на то, что клиенты «не шарят» и видят видимость работы, успокаиваются и не капают на мозг до отчетной даты.

В итоге я просидел до 20-00, с грехом пополам написал 3 ТЗ, каждое из 8-9 пунктов и ушел домой. Так закончился первый день на работе.

День 2. В списке моих проектов оказались весьма печальные сайты с кривой структурой, где для того чтобы добраться до товара необходимо было сделать иногда 7-8 кликов от главной страницы. Была куча дублей заголовков и прочих мета-тегов. В первую очередь в ТЗ для программистов я указал, что надо сделать генерируемые уникальные метатеги для всех товаров на сайтах, заменить редиректы 3XX, сделать тегирование и тд.

Сам процесс работы был поставлен настолько криво и бюрократично, что на одни согласования уходило 1/3 рабочего дня. Сперва было необходимо написать ТЗ, затем согласовать его со своим начальником, после выставить его на оценку исполнимости программистам, затем долго и нудно переписываться с ними о том, что это ой как необходимо и получать ответы из разряда — «это платная доработка», «тут слишком старая CMS- так не сделаешь» и тд. После согласования программистами ТЗ отправляется менеджерам, которые должны в свою очередь согласовать его С КЛИЕНТАМИ! Разумеется у клиентов сразу возникают вопросы, а почему у меня на сайте все меню на редиректах или три тысячи 404-ошибок… Понятное дело менеджер ответить сам на эти вопросы не может и ты вместо него должен написать ответ клиенту и «придумать что-нибудь почему все это не делалось последние 6 месяцев, пока он башляет по 50-70 тысяч рублей, а делается только сейчас»… И только когда получен окончательный «ОК» от клиента — ТЗ отправляется на исполнение программистам. Самим SEO специалистам в админки сайтов влезать было строжайше запрещено. Для отчетности и чтобы не сбиться все данные о согласованиях и тд. все вносилось в табличку EXCEL на сетевом диске.

В итоге от написания до реализации одного мини-ТЗ иногда мог пройти месяц, а то и более.

День 2 — день 31.   За месяц проведенный в этой богадельне штат покинуло 3 SEO-специалиста (начальник, младший и обычный). Никого нового на их место не взяли. Все проекты были раскиданы и их у меня стало 28. Каждое утро начиналось с планерок с клиентскими менеджерами, которые расставляли приоритеты на рабочий день. Такой мат я слышал только когда забирал со склада стройматериалы)). Но тут это была норма для конструктивных и не очень диалогов. Понятное дело ни о каком качестве речи быть не могло, ТЗ делались ради ТЗ, мой сосед по рабочему месту даже как-то выдал 6 штук за день. Я как наивный чукотский юноша подозревал, что раз на нас раскидали чужие проекты, то и зарплату поднимут, но … там плавал. Как оказалось ПРЕМИЮ на испытательном сроке не платят, а все переработки и тд -это премия. В итоге среди нас всех как оказалось не на испытательном сроке был только ведущий SEO специалист, который получал свои XX 000 р. и его все устраивало.

А теперь поговорим про то как устроена работа самой компании. 85% штата компании составляют ПРОДАЖНИКИ. Причем это именно телефонные доставалы, обзванивающие всех подряд и по скрипту спрашивающих о том «продвигаете ли вы свой сайт», «все ли вас устраивает», «давайте мы пришлем вам коммерческое предложение»… Обязательно при продаже делался акцент на том, что у компании есть клиенты, которые сотрудничают свыше 3 лет и их все устраивает. Как пример, шли трастовые сайты с возрастом 6-10 лет, которые от апдейта к апдейту, сидели на своих местах и скачки по позициям не превышали 1-3 пунктов. По ним к слову вообще ничего не делалось. Зачем влезать в то, что годами исправно работает? : )

А теперь САМЫЙ СОК! Договор с клиентом заключался на срок 8-9 месяцев. Аргументировалось это тем, что SEO- процесс долгий и результаты первые можно получить только примерно через такой промежуток времени. За это время он обязан был ежемесячно платить фиксированную абонентскую плату — от 20 до 110 т.р. за продвижение по всей семантике. После истечения срока он мог либо уйти, либо перейти на тариф продвижения по ключевым словам и дальше ценник шел от количества ключей, их конкуренции и времени их нахождения в ТОП-1-3-5-10. Т.е. ГАРАНТИЙ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ НЕ БЫЛО НИКАКИХ.  Клиент запросто мог отдать за 9 месяцев почти 900 000,00 рублей, но его сайтом мог SEO специалист заниматься всего 4 часа в месяц, так как на нем еще висело под 30 таких же проектов.

Т.е. тупо работал конвеер по принципу — главное привлечь, а дальше как пойдет…Может выстрелит, может нет… И вы не поверите, были клиенты которые оставались, но таких было не более 10-15% и, как правило, это были сверхлояльные и пофигистически настроенные заказчики, для которых продвижение сайта приравнивалось, скажем, как оплата аренды офиса или склада, мол надо так надо. Те же, кто был хоть немного в теме — сразу просили доступ к сервисам сбора статистики по ключевым словам — seranking или к панели собственной разработки ( которая была подкручена чуть-чуть для отображения более лучших позиций), просили настроить цели в яндекс метрике для отслеживания конверсии и сразу же по истечении срока или даже раньше уходили, так как разумеется при таком подходе никаких позиций и ТОПа ожидать не приходилось. Кстати, ссылки закупать категорически воспрещалось и за все 4 месяца, что я там был — на все проекты не было куплено ни одной ссылки. По договору клиенту полагалось 10 часов работы программистов и 3 часа работы дизайнера. К дизайнеру претензий не было, она рисовала баннеры, шапки, логотипы с космической скоростью, а вот что делали программисты большой вопрос…

Месяц 2 — Месяц 4
За все время, что я отработал там новых SEO специалистов не взяли, на 4-й месяц я ожидал такую премию, которую не унесу и которая, что называется будет жечь карман, но когда увидел на карточке + 5000р. к окладу, в этот же день написал заявление.

Директор вызвал к себе, слезно молил остаться, обещал мол скоро все изменится,зарплата будет с пятью нулями минимум, скоро наберут народ и удаленщиков и будет не работа, а сказка, надо лишь чуть-чуть потерпеть. Но я отказался и в итоге он попросил меня сделать и прислать ему свой чек-лист, которым я руководствуюсь и никому не говорить о том, что я ухожу, иначе все разбегутся.))) В итоге в последний мой рабочий день они нашли какого-то бедалагу на мое место и я передал ему все свои проекты, обменялся телефонами и покинул стены этой конторы.

P.s. через 3 недели мне позвонил тот парниша и спросил где на сетевом диске лежит заявление на увольнение)))

Т.е. никаких чек листов и грамотно построенной работы просто не было, каждый занимался сайтами в меру своих сил и знаний, главный критерий был — выдавать тех.задания чем толще, тем лучше, а по качеству их и их реального влияния на продвижения никаких жестких рамок не было.

А теперь представьте, что 100+ владельцев сайтов готовы платить за «воздух». И такой вот людской и клиентский конвейер крутится уже несколько лет и, думаю, будет крутиться еще столько же, принося руководству весьма приличный доход.

Как видите, клиентское SEO может быть и таким. Трудами праведными не заработать на палаты каменные и тд. и тп…

После того, как я покинул эту чудо-контору, я все-таки попал в НАСТОЯЩУЮ SEO компанию, которая работает и отвечает за результат. Если вам будет интересно — могу вкратце рассказать как происходит работа над сайтами там.

Всем хорошего дня!
Дисклеймер. «Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми, а также организациями случайно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 31
  1. Артем

    Достойная статья получилась спасибо)

  2. Игорь

    Если они так разводили клиентов, то возможно жалобы и звонки были??
    Терь ты набрался опыта)) я обычно как узнаю, сливаются сотрудники.
    Сразу вещи и на выход)

  3. Evgeny

    Да, довольно интересный опыт, по крайней мере не скучно вам.

  4. Gf

    Убрал капчу! Хорошечно!

  5. Прогнозы на спорт

    Про начальника орнул

Добавить комментарий для Gf Отменить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: